С января 2014 года на территории Российской Федерации, а так же на рабочих местах, организованных работодателями России в других государствах действует Федеральный закон от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». Данный закон полностью отменяет процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда, действовавшую на основании ст.212 Трудового Кодекса РФ с 1997 года (а может быть и раньше).
Многие работодатели ошибочно считают, что эта та же процедура. Мы, эксперты и специалисты, работавшие и досконально разобравшие аттестацию рабочих мест (далее - АРМ), понимаем, что АРМ по духу была действительно направлена на защиту интересов работников. Однако, с тех пор, как данной процедуре придали статус Федерального закона, определили статус и права экспертов – порядка стало на много больше.
Несмотря на большое количество статей на эту тему, отметим некоторые особенности СУОТ от АРМ, которые до сих пор встречаются у работодателей.
1. Измерение всех факторов на рабочих местах, или хотя бы освещенности на офисных местах. Плюсом СОУТ, помимо перечисленных выше является конкретная Методика проведения специальной оценки условий труда, включающей: порядок проведения оценки, классификатор факторов, утвержденные формы документов. Таким образом, с помощью методики работодатель, и организация, проводящая СОУТ всегда могут определить требуемые факторы, подлежащие оценке на рабочих местах, при этом и эксперт, и комиссия наделены правом особого мнения. А ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ определяет административную ответственность за нарушение порядка проведения спецоценки. Кроме того, был уточнен и дополнен порядок проведения медицинских осмотров, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ 26.04.2012 №302н, в котором наконец-то появились результаты спецоценки в качестве критерия, на основании которого у работодателя есть четкий перечень оснований для определения необходимости проведения предварительных и периодических медосмотров.
2. Использование протоколов оценки эффективности СИЗ в качестве обоснования отнесения расходов на СИЗ на себестоимость продукции. Интересно, что долгое время работодатели использовали результаты АРМ, в части протоколов обеспеченности работников СИЗ, в качестве доказательства и обоснования отнесения расходов на СИЗ на себестоимость продукции для Федеральной налоговой службы России. Дело в том, что обеспеченность СИЗ оценивалась на всех без исключения производственных рабочих местах. С введением процедуры СОУТ возник иной вид протоколов – оценки эффективности СИЗ, а данный вид протоколов является крайне редким, сложным, и многие кадровики и бухгалтера не могли понять, как же теперь доказать ФНС, что СИЗ действительно выдаются, и подлежат финансовому учету на себестоимость продукции.
Актуальные изменения законодательства в части СОУТ и охраны труда Вы можете узнать у специалистов ООО «1-ый лабораторный центр «Экобезопасность».